хр. Кваркуш – р. Улс – р. Вишера   2008 г.

Кваркуш - горный хребет на Северном Урале. Расположен в бассейне реки Вишера, в Пермском крае, Россия. Высшей точкой хребта является гора Вогульский камень — 1 066 м над уровнем моря. Название хребта происходит от мансийского слова «квар-куш», что дословно означает «голый (безлесый) Урал». Вероятно, такое название эта местность получила оттого, что на этих высотах (от 1 000 м) не растёт лес, а ландшафт представляет собой горную тундру и каменные россыпи.  Хребет находится между Улсом и верховьями Язьвы, из его высокогорных болот берут начало ручьи и реки, питающие Вишеру.

Маршрут этого сплава полностью повторяет сплав прошлого года, с той лишь разницей, что в этот раз, мы решили начать наш поход с посещения водопадов на р. Жигалан, и обязательным восхождением на плато хр. Кваркуш. Команда на этот раз не столь многочисленна и половина едет первый раз в такие глухие места. Среди них мой двоюродный брат Александр, и мой 9 летний сын Андрей. Сразу было запланировано, что после посещения Кваркуша, Александр с моим сыном возвращаются домой, а мы вдвоем с Василичем сплавляемся по Улсу на катамаране.     (См. Фотоальбом)

День 1-й,   27 июля

Заброску осуществляли на УАЗе, за рулем которого был водитель с профессиональным стажем Александр. По пути остановились на обед в придорожном кафе г. Горнозаводска. На УАЗике с военными мостами сильно не разгонишься, поэтому в Североуральск приехали в 2000. Там заехали в аптеку, и купили лекарство от зубной боли нашему водителю. Дальше, уже по знакомой дороге ч/з Баяновку направились в сторону ГУХа, чтобы снова пересечь границу Европа-Азия.

Вот и знакомый мост ч/з р. Улс, а вот дальше дорога становится заметно хуже. Возможно год назад, на «Соболе», мы бы здесь не проехали. К Жигалану подъехали к 2200. Мест для стоянок много, и кругом чистота, большой респект свердловчанам, очень показательно. Развели костер, приготовили ужин и по случаю приезда – салют. На другом берегу Жигалана, на наш салют, кто-то ответил тем же. Завтра узнаем.

День 2-й,   28 июля

В 830 из палатки вышел Александр и начал всех будить. Погода благоприятствует для радиального выхода. Упаковав в рюкзак вещи первой необходимости, вышли на тропу ведущей к водопадам. Тропа идет вдоль правого берега р. Жигалан. Первая достопримечательность, это кедр в 3-4 обхвата, провели фото-сессию, посмотрели на верхушку, в этом году шишек нет. Вот и первый каскад водопада. Смотрим на наших дебютантов и узнаем себя, точно так же год назад мы восторгались увиденным. Вскоре нас догнала группа отдыхающих, много взрослых и детей, выяснили, это работники торговли из Краснотуринска. Это они вчера по случаю своего профессионального праздника запускали салют.

Поднимаемся дальше, я извожу километры фото и видео пленки. Встречаем еще одну группу, это сплавщики из Перми, катамараны оставили в устье р. Жигалан. От р. Улс идет отличная тропа, местные рыбаки называют ее «пятиминутка». Вот появляется просвет, и мы выходим из зоны леса, на востоке шикарный вид на ГУХ, на склонах хр. Кваркуш все еще лежит снег. Вот к этому снегу по очень крутому склону и ломанулся мой ребенок, на призывы остановиться он не реагировал. Мы просто вынуждены были идти за ним, что стоило нам не малых физических усилий. И вот тут, Александр произнес речь, смысл которой был «Какого хрена я сюда поперся?» -  (Речь на видео).  Чем выше, тем красивей и словно открывается второе дыхание, охота сходить и к Трем Братьям и к Вогульскому Камню, но близость их очень обманчива. Например, до Вогульского Камня 8 км, а кажется вот он рядом. Погуляли немного по плато и даже нашли что-то похожее на золотой корень. Говорят, есть еще ложный золотой корень, в народе называется «скрипун». Вышли к оборудованной стоянке, стоят стол и лавки, рядом следы от большой машины. Отдохнули немного, запустили салют из 5 выстрелов и обратно домой. Когда
уже зашли в зону леса, встретили группу туристов из Санкт-Петербурга, возвращаются со сплава по р. Манарага. Едут из Ивделя, сюда заскочили по пути. Чуть ниже по тропе ими были оставлены болотные сапоги небольшого размера, как выяснилось позже, их сняла девушка из за их тяжести, а вот на обратном пути их не нашла. Мы же вернулись в наш лагерь ближе к вечеру очень усталые. Развели костер, перекусили и решили сегодня доехать до места стапеля, т.е. до р. Улс. Уже в машине мой сын уснул, а проснулся только на следующий день, за день он прошел вместе с нами около 18 км

День 3-й,   29 июля

Подъем в 930, все тело болит, это результат вчерашней радиалки. Небо все затянуто облаками, но сейчас это уже не важно, главное успели сходить в горы при хорошей погоде. Когда проснулся Андрей, то очень долго недоуменно смотрел по сторонам, а потом спросил: «Где мы?». После столь утомительной прогулки он так отрубился, что  даже не проснулся, когда я его переносил из машины в палатку. Примерно в 1100 Александр с Андреем уехали домой, а мы с Василичем вдвоем начали вязать раму для ката, нам предстоял долгий путь до п. Вая. Начался дождь, который будет нас сопровождать до окончания сплава, с небольшими передышками. После обеда к нам подошли 2 человека, это были туристы из Санкт-Петербурга, с которыми мы встречались вчера на Кваркуше. У них небольшая проблема, вчера, перед подъемом на Кваркуш, они все документы оставили под кустом. Когда вернулись, то благополучно сели в «Газель» и уехали, а про документы просто забыли. Вспомнили о них, когда проехали 35 км. Водитель ехать обратно отказался из-за малого количества бензина, вот и пришлось им возвращаться пешком. Когда наш кат был почти готов, подъехал бортовой УРАЛ. Из него вышли два мужика и спросили у нас дорогу на Золотанку. У них тоже проблема, вчера они привезли прямо на плато много людей из Красновишерска. Там они очень хорошо погуляли, но им этого было мало, решили проткнуть хр. Кваркуш насквозь, и спустились с восточного склона – который намного круче западного – сюда. А с утра пошел дождь, и им даже на УРАЛе обратно не подняться. У нас к 1800 все было готово. Без задержек дошли до завала, обнесли его и встали на стоянку ниже устья р. Жигалан. В самом устье, стоянка была занята туристами из Перми на двух «шестерках».

День 4-й,  30 июля

Черника, черника, кругом черника, наелись на год вперед. Дождь прекратился, но пасмурно. Расчехлили удочки и не спеша привязали мушки. Пока собирали лагерь, мимо прошли сплавщики на шестерках. На реке пробуем ловить рыбу, у меня ч/з несколько забросов отрывается «балда», а у Василича мушка, если так дальше дело пойдет, то завтра не на что будет ловить рыбу. Привязываем снасть более ответственно. Потихоньку дело пошло, начал ловиться хариус, работают все привязанные мушки, а один раз даже сработал подсачник. К вечеру наловили на уху, и осталось на засолку. На стоянках в полной мере ощущаем  полезность и необходимость бензопилы "Stihl”. Этот агрегат был куплен этой весной нами (группой единомышленников) вскладчину. Пила небольшого размера, и взята для целевого использования, т.е. в такие походы, где планируется заброска транспортом до места. На заготовку дров уходят считанные минуты.

День 5-й,  31 июля

Утром ради спортивного интереса сбегали на гору, у подножья которой был разбит наш лагерь. Красота, под ногами зеленое море тайги и красавица речка. Продолжаем сплав. Рыба понемногу ловится. Первых людей за весь день встретили ближе к вечеру. Прошлогодняя стоянка у скалы, где хорошо брал хариус, в этот раз занята двумя ребятами из Североуральска. У них вместо палатки стоит баня и топится печь, а рядом с ними наш старый знакомый – башкир Миша. Нас он конечно не помнит, но мы все равно с ним поздоровались и  не много поболтали. Миша предложил нам посетить у ребят баню, но мы как-то еще не созрели для этого. Пока разговаривали, снова пошел дождь.

День 6-й,  1 августа

Ура, на верху за ночь кончилась вода, с утра светит солнце. Решили пока лагерь не собирать, а немного порыбачить. Прошлись по реке и кое-что поймали. Ближе к обеду собрали пожитки и начали сплавляться. На одном из участков, где очень сильное течение, видели белку, пересекающую реку, и что интересно, течение ее не сносит, она плывет четко к намеченной точке, мы даже с ней едва не пересеклись. Людей же, за целый день не встретили, только 18 утят, не умеющих еще летать, пробежали вечером напротив нашего лагеря.

День 7-й,  2 августа

Погода пока держится, а вот с рыбалкой – беда. До р. Кутим за весь день ни одной поклевки. Остановились в устье р. Кутим, в том месте, где в прошлый год стояли сплавщики из Добрянки. Место очень популярное, и как результат, дров практически нет. Они конечно есть, но очень далеко. Но у нас есть "Stihl”. Заходим подальше в лес, находим сушину, пилим ее на удобоносимые чурки, и все, осталось только развести костер. Этих дров нам хватило на 2 дня, т.к. здесь мы решили завтра устроить дневку. Вечером устроили генеральную уборку территории, развели пионерский костер и сожгли весь мусор и часть консервных банок.

День 8-й,  3 августа

Ночью пошел сильный дождь и залил наш пионерский костер. После завтрака пошли рыбачить. Наловили на уху, пошли обедать. Где-то уже 2-й день слышен шум какого-то механизма. Пообедали, пошли снова рыбачить, но ловится одна килька, всю отпускаем. В общем, надоели нам такие «диалоги о рыбалке», пошли домой. Развели огромный костер, и опять давай жечь мусор. За этим занятием нас застала проходившая мимо группа сплавщиков из Кирова. В команде у них в основном дети, за старшего мужичок, и сплавляются на 2-х древних «четверках». Спросили, есть ли поблизости стоянка, мы посоветовали им пройти еще немного вниз по течению.

День 9-й,  4 августа

Разбудил шум моторных лодок. Без особых задержек снялись с лагеря, и без особого сожаления покинули это место, но с надеждой на хорошую рыбалку. Прошли мимо лагеря туристов из Кирова. В районе устья р. Мыка есть очень хорошее место для рыбалки, но оно занято местными рыбаками. Время было обеденное, ну и мы решили перекусить. Рыбаки тем временем начали куда-то собираться. Смотрим, а в реке то рыба плавится, такого мы уже 3 дня не видели. Хватаем спиннинги, и давай бросать, хариус вроде клюет, но промахивается зараза. Рыбаки вскоре сели в свои лодки – челдонки и ушли вниз, освободив нам место. Мы, не долго думая, поднялись вверх и встали лагерем. И тут началось, поклевка за поклевкой, у Василича 2 раза сошли какие-то поросята, несколько раз пришлось брать в руки подсачек. Остановились мы только к вечеру, когда хариус как по команде, перестал брать. Посмотрели, а ведерко наше почти полное, вот так за несколько часов, выполнили недельную норму. К вечеру резко похолодало, даже комары не успевали долететь до своего дома, замертво падали на наш стол.

День 10-й,  5 августа

Ночью с Василичем одновременно проснулись от жуткого холода, выскочили на улицу, чтобы взять для тепла дождевики, а на них лед и они стоят колом. Утром из палатки выходить совсем неохота, кругом иней. Пока пили кофе, к нашему берегу причалила лодка с рыбаком. Познакомились, назвался Георгием с Золотанки. Пригласили к столу, но он отказался, сославшись на то, что вчера у него и так вечер удался. Он вчера забрасывал на р. Кутим рыбаков из Красновишерска, ну и злоупотребили немного. Сейчас самосплавом возвращается назад, дома у него гостят 6 внуков. Предложил нам зайти к нему в гости, когда будем в Золотанке, дом у него стоит на берегу, есть само собой баня. Мы сказали, что подумаем. Ближе к обеду, когда уже значительно потеплело, мы сели на катамаран и продолжили сплав.

День 11-й,  6 августа

За завтракам, не с первого раза  вспомнили, какое сегодня число и день недели. На реке много рыбаков, признак близости населенного пункта. К Золотанке подошли в 1500, магазин еще работал. Прикупили кое-какие продукты и позвонили по таксофону домой. В прошлом году, таксофон не работал. В этот раз я бы тоже не смог позвонить, т.к. не было в наличии карточки, но мне ее любезно предоставил какой то молодой человек из местных жителей. Я позвонил Александру и сообщил, что мы подойдем к п. Вая на 1 день пораньше, там он нас должен был встретить. Уже на берегу, когда мы перекусывали, к нам подошел наш знакомый Георгий Комаров и еще какой-то мужичок. Рядом стоит экскаватор, черпает камни прямо из реки и грузит в самосвал. Строят дорогу на Красный Берег. А шум механизма, который мы уже как 3 дня слышим, это лесовальная машина. Поговорили немного, и дальше в путь. Вскоре нашему взору открылся мост, которого в прошлом году еще не было. Построили его мостостроители из г. Кирова. Прошел всего год, а столько перемен.

День 12-й,  7 августа

Сегодня была последняя ночевка на Улсе. Утром солнце и тепло. Сегодня должны войти в р. Вишеру, поэтому Василич привязал снасть посерьезней, еще свежа в памяти борьба с тайменем в прошлом году. К устью Улса мы подошли в 1300, и вот она красавица р. Вишера. Отсюда до п. Вая около 6 км, а машина придет только завтра, поэтому вскоре встаем на стоянку. Сегодня мы успели поймать несколько рыбешек, поэтому не раздумывая варим уху. Часто по реке проходят сплавщики на разнообразных плавсредствах. К примеру прошла 2-х местная резиновая лодка с 4-я человеками на борту! Мы спросили, откуда они такие отчаянные, они ответили, что идут с р. Кутима! Я прикинул по карте, это около 35 км. Пройти такое расстояние за день, однако! Мы решили попытать рыбацкое счастье на другом берегу реки. Полностью разгрузили катамаран, и легко переплыли Вишеру, но клевало как-то не очень хорошо. Потом подошли к острову, но и там рыба ловилась очень мелкая, а если, что клевало посерьезней, то из-за сильной тяги ее обрывало с крючка.

День 13-й,  8 августа

Ночью начался дождь. Утром он только усилился и поднялся шквалистый ветер. Прямо де жа вю какое-то. Нам торопиться не куда, Александр приедет только после обеда, а до п. Вая 1,5 ч. сплава. До последнего не собираем лагерь. Только после обеда дождь начал временами ослабевать. Мы уже собрали вещи, и просто сидели под тентом. Вот он стих на 10 мин., нам было этого достаточно, чтобы все перетащить на кат, и укрыть пленкой. Взяли в руки весла, но они стали «кусаться», холодный встречный ветер с дождем как-то не располагал к гребле. Благо в Вишере в этом месте сильная тяга, и мы полностью доверились течению. Так самосплавом мы дошли до Вая. Чисто в познавательных целях мы прошлись по поселку, зашли в магазин, купили местным ребятишкам по шоколадному батончику и вернулись на берег. У паромной переправы разбит лагерь с большой группой туристов, ожидают автобус, который должен прийти за ними. Рядом стоит бортовой УРАЛ, он наоборот ждет туристов, которые должны были быть здесь еще 2 дня назад. Смотрим, на том берегу к парому подъехал какой-то УАЗ, и направляется к нам. Присмотрелись, да это Саня, он уже оказывается здесь со вчерашнего дня. Он время зря не терял, и успел, как следует влиться в среду, паромщик Сергей приглашает его приезжать сюда почаще, и обещает забросить на своей моторной лодке куда угодно. Вот и конец замечательного сплава. А сюда мы обязательно вернемся.